о морали и нравственности
Мир держится на нравственных людях

Мир перестал бы существовать, если бы люди забыли такие понятия, как вера, любовь, добро, справедливость, честность, верность, если бы все люди перестали придерживаться нравственных принципов:


1.Я поступаю с другими так, как хочу, чтобы другие поступали со мной.

2.Я не причиняю вреда ни человеку, ни животному, ни Природе.

3.Я отношусь с любовью к ближним и своему дому – планете Земля.

4.Я за труд на Общее Благо.

5.Я выбираю честность, простоту и скромность в жизни.

6.Я стремлюсь к возвышению своего сознания и позитивному мышлению.

7.Я следую здоровому образу жизни.

8.Я радуюсь достижениям других, как своим собственным.

9.Я за братство всех народов.

10.Я живу по Совести.


В свое время Махатма Ганди сказал: «Нас погубят — политика без принципов, удовольствия без совести, богатство без работы, знание без характера, бизнес без морали, наука без человечности и молитва без жертвы». К сожалению, человечество движется в направлении, где нравственность оттесняется понятиями выгоды и расчета. Даже беглого анализа различных сфер жизни общества достаточно, чтобы в этом убедиться.


Рассмотрим политику.


Термин «политика» ввел Аристотель. Политика — это, в переводе с греческого языка, искусство управления государством (полисом).

Соотношение понятий «политика» и «мораль»волновало всех исследователей, начиная с древних времен. Так, Конфуций, Платон, Сократ и Аристотель считали, что хорошие законы еще не гарантируют справедливости в стране, если правитель не обладает соответствующими моральными качествами. Политика и мораль в их видении не разделялась. А Ленин уже говорил иначе: «Морали в политике нет, а есть только целесообразность». То есть, ради достижения цели можно идти на все.


Похоже, что современные политики тоже придерживаются этого мнения. Игнорирование политикой нравствен­ных ценностей делает ее аморальной. Безнравственность политики стала широко рас­пространенным явлением. В современном мире политическая жизнь любой страны и всего мира состоит из непрерывной борьбы за власть, из отстаивания интересов наиболее влиятельных сил. Это приводит к постоянным конфликтам социальных групп и государств, к насилию. Результат безнравственности политики – глобальная проблема сохранения мира.


Рассмотрим экономику.


Аристотель ввёл для обозначения экономической деятельности два разных термина: «эконо­мика» и «хрематистика». Он рассматривал:


ЭКОНОМИКУ - как целенаправленную деятельность по созданию благ, необходимых для удовлетворения естественных потребностей человека, а также средств для поддержания хозяйства. Деньги при этом служат исключительно для обеспечения удобства обмена.


ХРЕМАТИСТИКА– это подход, когда прибыль и накопление денег становится основной целью деятельности (например, ростовщичество, спекулятивная торговля). Деньги выступают в качестве богатства и цели, теряя своё предназначение средства обмена.


К хрематистике Аристотель относился отрицательно. Он говорил: «Так как хрематистика расположена рядом с экономикой, люди принимают её за саму экономику; но она не экономика. Потому что хрематистика не следует природе, а направлена на эксплуатирование. На неё работает ростовщичество, которое по понятным причинам ненавидят, так как оно черпает свою прибыль из самих денег, а не из вещей, к распространению которых были введены деньги. Деньги должны были облегчить торговлю, но ростовщический процент увеличивает сами деньги. Поэтому этот вид обогащения самый извращённый».


Однако в последующем введённое Аристотелем ми­ровоззренческое различение было утрачено. Если анализировать все экономические школы, то можно убедиться, что они учат тому, как бизнесмену или корпорации добиться финансового успеха. Получаемая прибыль считается единственным критерием экономического успеха, правильности ведения дела. При этом не рассматриваются интересы общества, оценки влияния корпоративной деятельности на благосостояние государства, на окружающую среду.


Банки, по сути, живут за счет ссудного процента, который критиковал Аристотель. В результате такого смещения акцентов с «управления хозяйством» (экономика) на «обогащение» (хрематистика) полноценная экономика лишается будущего.


Как результат – постоянные экономические кризисы и целый ряд глобальных проблем: экологическая; энерго-сырьевая; продовольственная проблемы. Доктору экономических наук Ефимову В. А. принадлежат слова: «Всё происходящее в сфере экономики определяется не абстрактными теориями, а нравственностью, господствующей в обществе. Какова нравственность, такова и культура. Какова культура, такова и правовая культура. Из правовой культуры вытекают законы, которые в свою очередь и определяют все экономические процессы».


Рассмотрим медицину.


«Медицина» в переводе с латинского означает «искусство исцеления» - раздел биологии, изучающий диагностику, лечение и профилактику заболеваний, способы сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни, а также облегчения страданий от физических и психических недугов. Профилактические мероприятия — важнейшая составляющая системы здравоохранения, направленная на формирование у населения мотивации на здоровый образ жизни. Передовые врачи и деятели медицинской науки видели будущее медицины в развитии общественной профилактики исвязи лечебной и профилактической медицины.


Выдающийся хирург Н. И. Пирогов говорил: «Будущее принадлежит медицине профилактической».


А что мы видим сегодня? Медицина постепенно превращается в отрасль экономики. А мы знаем, что современная экономика, вернее сказать хрематистика, нацелена на получение прибыли. И понятно, почему в реальности наша медицина почти не занимается профилактикой. Это не выгодно. Фармацевтическая промышленность приносит большую прибыль.


Вот и получается, что мы живем в нездоровой среде. Никто не следит за качеством продуктов питания, воды, воздуха, звуковой среды. Никто не следит за уровнем электромагнитных излучений, за воздействием на психику людей СМИ, кино, компьютерных игр. Все вместе это приводит не только к ослаблению физического здоровья людей, но и к морально-психическим расстройствам. Моральное и психическое здоровье человека взаимосвязаны. Ведь без морального не состоится формирование психического здоровья, а без психического не будет последующего развития морального. Таким образом, формируется замкнутый круг: морально и психически не совсем здоровые люди, выросшие во вредной среде, занимаются экономической деятельностью, политикой, медициной, образованием и другими сферами, поддерживая и ухудшая эту среду, в которой живут и развиваются другие не совсем здоровые люди.


Этот порочный круг можно было бы разорвать, если с юного возраста придавать первостепенное значение нравственному воспитанию будущих граждан. Но и система образования не избежала искажений. Воспитание отодвинуто на задний план. Главенство- за получением конкретных знаний. В свое время Теодор Рузвельт предостерегал: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества».


Что мы и можем наблюдать сегодня. Научные и технические достижения приводят не столько к повышению качества жизни (ведь мы живем во вредной среде), сколько к росту глобальных мировых проблем. Глобальные проблемы человечества являются следствием нашего безнравственного отношения друг к другу, к природе, к планете. Этих проблем много. Число их растет: проблема сохранения мира, экологическая проблема, энерго-сырьевая, демографическая,


продовольственная. По разным оценкам их число – уже несколько десятков. Специалисты пытаются анализировать причины появления этих проблем и давать рекомендации по их решению. Но глобальные проблемы становятся все глубже. Почему? Дело в том, что никто из этих специалистов не видит их истинной причины – безнравственности во всех областях жизни, которая становится нормой. Если бы в мире всеми соблюдался хотя бы один нравственный принцип, который называют «Золотым правилом нравственности», этих проблем не было бы:


«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобой».


Возьмем, например, экологическую проблему. Анализируя причины ее возникновения, специалисты перечисляют: бесконтрольное и не всегда оправданное расходование природных ресурсов, индустриализация хозяйства (появление большого количества производств, выбрасывающих в окружающую среду вредные вещества), увеличение численности людей и их потребностей и другие.


Но если честно подойти, то в основе ее лежит человеческая жадность. Хочется много еды, одежды, всяких вещей, услуг, удовольствий. При этом, не хочется тратить деньги на уборку за собой.


Простой, но яркий пример – одноразовая посуда. Для того, чтобы выпить несколько глотков воды, изготавливают пластиковый или бумажный стакан, который сразу выбрасывают. Для их производства используют углеводороды или древесину. Для их переработки требуется такое же количество ресурсов, как и на их производство, поэтому они отправляются на свалку. Так дешевле. Аналитики утверждают, что сейчас количество одноразовой посуды на одного человека в год составляет 88,5 кг.


Например, в Великобритании утилизируется и перерабатывается только каждый 400-ый одноразовый стакан. При этом, каждый день в стране используется около 7 млн. единиц этой тары, в сумме за год, составляя внушительные 2,5 млрд. шт. Есть ли решение у этой конкретной проблемы? Есть. И оно одновременно простое и сложное. Простое потому, что можно просто вернуться к многоразовой таре. Сложное потому, что в обществе потребления трудно кому-то объяснить, что необходимо делать не так, как дешевле, выгоднее, а как правильно с точки зрения нравственного отношения к природе, а значит к себе. Мы же – часть природы.


Специалисты предлагают пути решения экологической проблемы:


-применение энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий;

-изучение допустимых пределов воздействия на природу и принятие защитных мер, в том числе и запретительного характера;

-применение экологически менее вредных технологий и производств;

-проведение мероприятий направленных на ликвидацию последствий экологических кризисов и катастроф, восстановление нарушенных экосистем;

-мероприятия воспитательного характера, направленные на формирование бережного отношения к природе и др.


Рекомендации правильные. Но они не срабатывают. Почему? Рекомендации специалистов требуют дополнительных затрат.


Вспомним, что сейчас нет экономики в ее изначальном нравственном смысле. Есть хрематистика, нацеленная на прибыль. А значит бизнесмены, производители не будут по собственной воле нести дополнительные затраты. Их могли бы обязать государственные структуры. Но вспомним, что современные политики озабочены властью, среди них много лоббистов, которые защищают финансовые интересы крупных корпораций. Поэтому так трудно принимаются законы по охране природы, по ограничению выбросов, законы, требующие дополнительных затрат от производителей, от добывающих предприятий и т. д.


Интересно, что самое главное в рекомендациях специалистов, воспитание, стоит на последнем месте. А как же быть? Надо срочно обратить внимание на духовно-нравственное воспитание детей с самого раннего возраста, пока еще есть немного времени. А его, действительно, немного. Дети – это будущее. Какие они, такое и будущее. Потому мы и не можем решить ни одну из глобальных проблем, что воспитание стоит на последнем месте или вообще не упоминается как способ решения проблемы.


Можно проанализировать любую сферу нашей жизни, и везде мы найдем искажения, которые уже вытеснили истинную цель любой деятельности, как это произошло в экономике, или близки к этому. Напрашивается вывод, что это просто реалии жизни и с этим надо смириться. Однако этого делать нельзя. Да, это – реалии жизни, но, если мы не хотим, чтобы жизнь на Земле прекратилась, необходимо остановиться и изменить курс. И вопрос «о смене курса» стоит очень остро. Почему это так, можно объяснить с научной точки зрения.


Ученые пришли к выводу, что планета Земля со всеми ее обитателями, включая человечество, является живым и разумным организмом, в котором все взаимосвязано. К их числу относится Яницкий Игорь Николаевич, кандидат геолого-минералогических наук, руководитель Центра инструментальных наблюдений за окружающей средой и геофизических прогнозов. «Пора понять, - пишет И. Н. Яницкий в своей книге «Физика и религия»,- что Земля - живой организм, имеющий разум более сильный, чем наш. Она долго терпела насилие над собой. На наших глазах терпение лопается. Либо мы одумаемся и откажемся от технократической ереси, либо следующая цивилизация будет теряться в догадках: обитал ли кто-нибудь на Земле до нее».


По мнению многих российских ученых, уже давно пришло время относиться к нашей планете не как к мертвому, крутящемуся вокруг Солнца телу, а как к живому организму, способному откликаться на бездумные действия людей, приводящие к деградации природы. Более того, пришла пора осознать, что человечество является неразрывной частью этого организма, в котором каждый орган имеет свое место и играет свою роль.


Этой теме много внимания уделял русский ученый, мыслитель и общественный деятель XX века В. И. Вернадский. Вот лишь некоторые выдержки из его работ: «Ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится. Все организмы неразрывно … связаны – прежде всего, питанием и дыханием – с окружающей их материально-энергетической средой ...». «Биосфера — это среда нашей жизни, это та «природа», которая нас окружает... Человек …проявлением своих функций неразрывно связан с этой «природой», хотя бы он жил в городе или в уединенном домике». «Человек ... как и все живые организмы, … есть определенная функция биосферы... Все человечество, вместе взятое, представляет ничтожную массу вещества планеты. Мощь его связана не с его материей, но … с его разумом и направленным этим разумом его трудом...»


Вернадский очень рано осознал, что человеческая личность - уникальное, неповторимое явление, особый мир в МИРЕ. Она оценивается не сама по себе, а по степени своей причастности к жизни всего человечества, по той реальной пользе, которую человек приносит окружающим, близким и далеким.


Ученые уже выявили физическую природу наших связей друг с другом и с окружающим миром. Они экспериментальным путем доказали, что наши мысли и чувства влияют на нашу ДНК, которая в свою очередь оказывает воздействие на фотоны, частицы света, квантовые кирпичики, из которых состоит все в нашем мире. А если все люди и все в этом мире связано, то каждый из нас является со-творцом реальности. Это значит, что каждая наша мысль, чувство, действие имеют значение не только для нас, но и для любого человека, для Земли и даже для Вселенной.


Кто-то может сказать, что в масштабах планеты наше чувство – это капля в море. Но море состоит именно из капель, и там, где «грязных капель» много, море теряет свою первозданную чистоту и становится малопригодным для Жизни. Еще надо помнить, что мысль, эмоция, действие человека – это энергии.Каждая наша негативная эмоция напоминает небольшое облако на солнечном небе, которое зависает над планетой. Когда таких облаков мало, погода хорошая. Когда их много, солнца не видно. К сожалению, в последнее время негативные энергии плотно обволакивают Землю, и она на это реагирует. Все слышали высказывание о том, что на Земле меняется климат, увеличивается количество погодных аномалий, природных катастроф. Кто-то связывает это с производственной деятельностью человечества, и это, действительно, одна из причин. Но есть также высказывания, что это - результат повышенной агрессии в обществе.


Как бы то ни было, и в том, и в другом случае причина кроется в безнравственном подходе друг к другу и к планете, которое, в том числе, объясняется невежеством. У большинства людей потребительское отношение к Земле. Такое отношение приводит не только к истощению природных ресурсов, но и к более серьезным последствиям.


Закон причинно-следственной связи, или, как говорят на востоке, «Закон кармы», неумолим. Земля отвечает человечеству взаимностью. Статистика катаклизмов в мире за последние 20 лет насчитывает более 7 тыс. случаев. Количество жертв - более миллиона людей. Ущерб, который был нанесен, оценивается в сотни миллиардов долларов. Существует прямая связь между напряженностью в обществе и ростом разного рода бедствий.


Решение глобальных проблем надо начинать с воспитания всего общества. Необходимо признать отсутствие нравственности причиной всех бед на планете. Каждый из нас может внести свой вклад в распространение нравственных принципов во все сферы жизни: в семье, на работе, в обществе. И главный способ воздействия на окружающих – это собственный пример.


Ольга М.

МАХАТМА ГАНДИ
«Если желаешь, чтобы мир изменился, сам стань этим изменением»