Повелитель молний: загадка Николы Теслы
Виталий Правдивцев – кандидат технических наук, научный руководитель информационно-аналитического центра «Непознанное», сценарист, режиссер документального кино. В 2007 году снял фильм «Властелин мира. Никола Тесла».

Изобретателя микроскопа и лазера, телевизора, мобильных телефонов, Интернета совсем недавно узнали как… великого мистика. Три основные идеи, которые вели его по жизни: получение дешевой электроэнергии, передача ее на любое расстояние без проводов и проникновение в альтернативные реальности.

Никола Тесла родился 10 июля 1856 года в Смиляне (Хорватия) в семье священника сербской православной церкви. В 1875 году поступил в Высшее техническое училище в Граце (Австро-Венгрия), затем учился в Пражском университете. Работал инженером в Будапеште и Париже. В 1884 году приехал в Нью-Йорк, устроился Инженером в компанию Томаса Эдисона, в которой проработал всего год. В 1887 году при финансовой поддержке друзей организовал собственную компанию. Полностью отдался научным исследованиям, сделал около тысячи различных открытий, получил почти восемьсот патентов на изобретения в разных областях техники. Умер в возрасте 86 лет. Большинство его дневников и рукописей не сохранилось. Вокруг имени Николы Теслы (1856 – 1943) накручено столько слухов и легенд, что, кажется, речь идет о совершенно разных людях. Одни называли его сумасшедшим мистификатором, другие – величайшим изобретательским гением всех времен и народов, сравнимым разве что с Леонардо да Винчи, третьи считали его и вовсе сверхчеловеком. Кем же он был на самом деле?

В 2005 г., работая над сценарием фильма к 150-летию со дня рождения этого уникального человека, я провел своего рода экспресс-опрос: попытался выяснить, что люди знают о Николе Тесле. И обнаружилась поразительная вещь: подавляющее большинство вообще не знало этого имени. Продюсер, которому я предложил сделать фильм о Тесле, первым делом поинтересовался: «Акто такая эта Тесла?» Да что продюсер! Я пытал ученых физиков, инженеров-электриков, историков… Как правило, их знания ограничивались единицей магнитной индукции (тесла) да трансформатором его имени.

Между тем заслуги этого ученого и изобретателя перед человечеством колоссальны! Ведь это он фактически положил начало всемирной электрификации планеты. Именно он разработал систему переменного тока, создал моторы и высоковольтные трансформаторы, на которых сегодня держится весь промышленный мир. Во многом благодаря ему освещаются наши дома, поселки, города. Именно Тесла – истинный создатель радио (1893), а не Маркони и не Попов, которые использовали его разработки и патенты. Это Тесла разработал принципы телеуправления и создал первые радиоуправляемые механизмы (1898), открыл принципы радиолокации, робототехники и двигателей на солнечной энергии (1897).
Воспитание
«Оно включало в себя всякого рода упражнения – такие, как угадывание мыслей друг друга, нахождение несовершенства какой-либо формы или оборота речи, повторение длинных предложений или вычисления в уме. Эти ежедневные уроки имели целью укрепить мою память и развить умственные способности, особенно критичность ума, и, без сомнения, очень благотворно на меня повлияли…

Я стал учиться самоконтролю. С течением времени это волевое умственное упражнение стало второй натурой. Сначала мне приходилось бороться со своими желаниями, но постепенно желание стало совпадать с волевым устремлением. После нескольких лет тренировок я добился такой полной власти над собой, что играючи справлялся со страстями, которые и для самых сильных людей означали погибель». (По книге Николы Тесла «Мои изобретения»).
Переворот
Все началось в раннем детстве, после гибели его любимого старшего брата. Это был страшный удар, буквально перевернувший жизнь Николы. Начались невыносимые ночные кошмары. Усилием воли мальчик стал замещать жуткие видения другими картинами. Сначала это были картины мира, в котором он жил. Но в какой-то момент неожиданно для себя он стал совершать экскурсии за пределы знакомой реальности. С двенадцати лет эти видения дополнились вспышками какого-то невидимого для других света: «Обычно вспышки возникали, когда я оказывался в опасной или мучительной ситуации, или сверх меры радостно возбуждался. Порой они перекрывали картины реальных объектов. Казалось, что весь воздух вокруг меня наполнен языками настоящего пламени, а в голове у меня сияет маленькое солнце».

Вот как вспоминал Тесла один из случаев погружения в подобное сверхчувствительное состояние: «Я бился над проблемой несколько лет. Это был вопрос жизни и смерти. Я знал, что умру, если не решу ее. Мой мозг был напряжен до предела, и в какой-то момент случилось немыслимое. Я услышал тиканье часов в трех комнатах от меня. Приземление мухи на стол глухим стуком отдавалось в моих ушах. В темноте я обладал чувствительностью летучей мыши и мог на расстоянии двенадцати футов (3,6 метра) определить местонахождение предмета по особому ощущению – словно мой лоб покрывался мурашками… Экипаж, проезжавший в нескольких милях от меня, вызывал дрожь, пронизывающую все мое тело. От свистка паровоза за двадцать-тридцать миль… боль была невыносимой… Солнечные лучи так давили на мой мозг, что я едва не терял сознание… И вдруг я увидел вспышку, похожую на маленькое солнце. В одно мгновение истина открылась мне. Это было состояние абсолютного счастья. Мысли шли нескончаемым потоком, и я едва успевал фиксировать их».

С годами интенсивность внутренних вспышек у Теслы не только не убывала, но даже нарастала и достигла максимума, когда ему было около двадцати пяти лет. Затем они стали реже, но полностью так и не прекратились. На 65-м году жизни Тесла писал: «Эти световые феномены временами все еще появляются, в особенности, когда какая-нибудь новая идея высветит неслыханные доселе возможности».
Метод прямого видения
Попытки управлять своей волей и внутренними образами развили у Теслы важную творческую способность – то, что сегодня называют «методом Теслы» или «методом прямого видения». «Когда в семнадцать лет мои мысли серьезным образом настроились на изобретательство, я, к своему удовольствию, увидел, что с величайшей легкостью могу видеть внутренним зрением. Мне не нужны были модели, чертежи или опыты. Я мог столь же реально представлять все это в моем сознании».

Сам ученый называл это «методом материализации творческих концепций». Целенаправленно развивая и умело применяя его, Тесла доводил свои конструкции до совершенства, не прибегая ни к моделированию, ни к натуральным испытаниям. «Таким образом, я, не осознавая этого, подошел к развитию нового метода материализации изобретательских концепций и идей, который радикально отличается от чисто экспериментального и является, по моему мнению, куда более быстрым и эффективным.

Мне не нужны модели, рисунки и эксперименты. Когда у меня рождается идея, я не спешу приступить к практической работе, а начинаю строить прибор в своем воображении. Изменяю конструкцию, вношу улучшения и мысленно привожу механизм в движение… Части возникающих в моем сознании механизмов совершенно реальны и осязаемы в каждой своей детали, вплоть до мельчайших царапин и следов износа… И для меня абсолютно не важно, управляю я своей турбиной в мыслях или испытываю ее в мастерской. Никакой разницы в результатах не будет. Мое устройство неизменно будет работать так, как я это себе представлял. За двадцать лет у меня не было ни одного исключения. А воплощение на практике сырой идеи, как это обычно делается, является ничем иным, как потерей энергии, денег и времени».

Размышляя над этим феноменом и осознавая его значимость, ученый пришел к выводу, что вспышки внутреннего света, так пугавшие его в юности, являются предвестниками творческого озарения, суть которого – в подключении к миру идей и восприятии из него неких идеальных форм. Как предполагал Тесла, восприятие это производится не глазами, а непосредственно мозгом, и лишь затем в виде образов проецируется изнутри на сетчатку глаза. «В ответ на образ, возникающий в мозгу вследствие работы мысли, в сетчатке глаза возникает ответное рефлекторное возбуждение, которое превращается в картинку» (1893). Видимые картины – как статичные, так и движущиеся – появляются на своеобразном «внутреннем экране». Вглядываясь в него, изобретатель работал уже с виртуальными образами конструкций: мысленно доводил их до совершенства, заставлял их функционировать или, как он выражался, «жить».

Мечтой Теслы было сделать «внутренние картинки мозга» видимыми для других людей, с этой целью он не только исследовал излучения, идущие из глаз человека, но и экспериментировал с фотографированием мыслей и даже разрабатывал устройство, проецирующее «внутренние картинки» на внешний экран. Результаты этих исследований не известны, но сегодня идеи Теслы нашли последователей. Так, исследователю Геннадию Крохалеву из Перми в 1970-е гг. неоднократно удавалось фотографировать довольно четкие образы, излучаемые глазами людей. Работают в этом направлении и японские ученые. Они уже создали высокочувствительный экран, на котором возникают контуры изображений или людей, когда кто-то пристально смотрит на него.

Благодаря работе с внутренними зрительными образами появлялись многие изобретения и открытия Николы Теслы. Парадоксально, но он не считал их своей интеллектуальной собственностью. Ученый полагал, что лично он ничего не создает, не творит, что он – лишь проводник неких идей. «Каждая возникающая у меня мысль вызывается некоторым воздействием извне. Не только мысли, но и все мои действия возникают подобным образом». Все уже существует в мире идей, утверждал ученый, - надо просто это увидеть, рассмотреть и воссоздать на вещественном плане.

«Наш мир погружен в огромный океан энергии. Мы летим в бесконечном пространстве с непостижимой скоростью. Все вокруг вращается, движется, все – энергия. Перед нами грандиозная задача – найти способы добычи этой энергии. Тогда, извлекая ее из этого неисчерпаемого источника, человечество будет продвигаться вперед гигантскими шагами». (1891).

Виталий Правдивцев