о морали и нравственности
Об интернет зависимости
«Свободен лишь тот, кто владеет собой»
Это высказывание великого немецкого поэта и философа Фридриха Шиллера. А владеем ли мы собой на самом деле? Свободны ли мы?

Наша свобода – это наше право выбора.
Но правильный осознанный выбор можно сделать, лишь обладая знанием.

Когда необходимых знаний нет, нами легко управлять, влиять на нас. Мы, сами того не подозревая, лишаемся своего права выбора.
Какими источниками информации пользуется современный человек? Ещё недавно на первом месте стояли книги. Но сейчас это место занял интернет. Хорошо это или плохо? В этом мы попытаемся разобраться сегодня.

Интернет – это всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Для обычных людей – это компьютеры, мобильные телефоны, социальные сети, компьютерные игры и т. д. Именно всё это вместе сделало явление под названием «интернет» мощной силой, влияющей на человечество. Всемирная паутина, как ещё называют интернет, оплела всю Землю всего за 50 лет!

Вот несколько цифр.

Первый домашний или, как сейчас говорят, персональный компьютер, был выпущен в 1969 г. В этом же году прошёл первый пробный сеанс интернет-связи. В 1971 г. появилась первая программа для передачи электронной почты. В 1972 г. была выпущена первая домашняя игровая приставка. А в 1990 г. произошло первое подключение к интернету по телефонной связи, и Всемирная паутина стала общедоступной. На сегодня количество пользователей интернета приближается к 2,5 миллиардам человек. Количество популярных услуг интернета – более двадцати. Это Всемирная паутина, электронная почта, интернет-магазины, социальные сети, электронные платёжные системы, поисковые системы, интернет-телевидение, компьютерные игры, веб-форумы и т.д.

Сейчас уже трудно представить хотя бы одну область человеческой деятельности, в которой не использовались бы компьютерные технологии. Трудно найти населённый пункт, где бы невозможно было подключиться к интернету или поймать сигнал связи с ним, так как Паутину поддерживают космические средства связи.

Вот какую мощную силу мы получили в своё распоряжение! Коварство этой силы заключается в её огромных преимуществах, которые видны невооружённым взглядом, в то время как её опасные стороны скрыты.

Чтобы эта сила не нанесла нам вред, надо понять, как она на нас воздействует, и научиться правильно её использовать.Начнём с того, что ещё раз отметим: интернет создавался для хранения и передачи информации. «Кто владеет информацией, тот владеет миром», – эта знаменитая фраза принадлежит одному из самых богатых людей XIX века Натану Ротшильду. Он имел в своём распоряжении штат шпионов, которые использовали голубиную почту для немедленной отправки донесений. В 1815 году, первым узнав о поражении Наполеона, Ротшильд провернул махинацию с ценными бумагами, в результате которой за один день заработал 40 миллионов фунтов стерлингов и овладел большой долей британской экономики, в то время как многие держатели ценных бумаг обанкротились и покончили с собой.

В наше время вместо голубей используют интернет. А вот махинации в мире бизнеса остались. И эти махинации – пример безнравственного зарабатывания денег путём манипулирования информацией. Значение информации для человека огромно!

Именно в информационном воздействии интернета на нас скрыта опасность.

Проведём аналогию информации с водой. Водой можно напиться, а можно захлебнуться. В воде можно плыть, а можно утонуть. Водой можно отравиться, если она грязная. То же самое можно сказать и об информации: информацией можно «напиться» или «захлебнуться» в ней. Информацией можно «отравиться», если она грязная, отравленная ложью и искажениями. Если физическое тело человека зависит от воды, то его мозг, его духовная составляющая зависят от информации.

Рассмотрим основные факторы отрицательного влияния интернета на человека:

1. Одновременное присутствие правдивой и ложной информации. Трудность в их различении.
2. Переизбыток информации.
3. Манипулирование (воздействие) информацией.

У этих факторов главным является то, что они делают нас несвободными в принятии решения. Они затрудняют получение правдивой информации в потоке лжи, отвлекают мелочами от главного, навязывают чужое мнение, оказывают давление при принятии нами решения, то есть делают нас зависимыми.

Рассмотрим каждый из них.

1. Правда и ложь в интернете.

Мы не будем говорить о лжи в средствах массовой информации, так как об этом достаточно говорят сами СМИ. Поговорим о том, о чём до сих пор не задумывались. Вспомним, где мы в первую очередь ищем информацию.

Скорее всего, в Википедии. А вы когда-нибудь задумывались, что это за источник информации? Слово «Википедия» появилось от слияния двух слов «вики» и «энциклопедия». Вики (по-гавайски значит «быстро») – это сайт, который дополняется и развивается самими пользователями. Статьи для неё может написать абсолютно любой пользователь сети. Википедия появилась благодаря коллективной работе энциклопедистов-любителей. Обратим внимание: не профессионалов, а любителей. Доверять такому источнику информации надо с большой осторожностью. Там очень много неосознанно и даже специально искажённой информации. Среди пользователей этой интернет-энциклопедии очень много так называемых «вандалов». Эти люди по каким-то своим соображениям вносят неправильные сведения в чужие статьи. Присутствует в Википедии немало статей, неправильно описывающих то или иное событие.

Мы специально обращаем на это ваше внимание, так как в последнее время Википедия часто является для некоторых людей единственным источником информации. Кроме того, сейчас любой человек может создать свой сайт, разместить ложную информацию (по неведению или намеренно). А дальше эта ложь начинает тиражироваться, кочуя с сайта на сайт. Так интернет становится «мусорной свалкой».

2. Переизбыток информации.

В интернете информация представлена очень ярко, динамично, легко. Такая информация может буквально «загипнотизировать», когда сидишь в интернете и не замечаешь времени. Человек – существо любопытное и неосознанно заполняет свою память ненужной информацией, что «замусоривает» память и может затруднить усвоение нужных знаний. Он схватывает то, что лежит на поверхности, не углубляясь. Люди ошибочно считают, что, забывая информацию, они от неё избавляются.

Однако мозг человека ничего не забывает! Он всё хранит, и эти знания могут всплыть в самый неожиданный момент, например, в виде агрессии или неприязни.

3 .Манипулирование (воздействие) информацией.

Этот фактор влияния на сознание человека самый опасный, так как часто носит скрытый характер и действует путём навязывания людям идей, установок, мотивов, стереотипов поведения, выгодных кому-то. Как нами манипулируют?

Вот несколько приёмов отрицательного влияния на людей через интернет:

  1. Навязчивая реклама: всплывающие окна, рассылки, рекламные паузы при просмотре фильмов и передач и т. д. Всё это для того, чтобы заставить нас покупать больше тех товаров или услуг, которые хочет продать рекламодатель, а не тех, которые нужны нам.
  2. Создание общественного мнения о чём-то в свою пользу путём распространения однобокой или ложной информации. Это ярче всего проявляется в предвыборных кампаниях, в политической борьбе. Каждый раз перед выборами газеты начинают печатать разоблачения, компрометировать кандидатов, то есть порочить их в глазах избирателей.
  3. Пропаганда образа жизни, различных взглядов, которые приносят человеку вред. На этом дельцы зарабатывают большие деньги. Например, на наших вредных привычках зарабатывают производители сигарет и алкоголя, на разжигании конфликтов зарабатывают производители оружия. Поэтому они с помощью информации пытаются приобщать людей к определённому образу жизни – с сигаретой или с оружием в руках. В интернете содержится большое количество явной и скрытой пропаганды наркотиков, алкоголя, извращений, насилия.
Все эти приемы активно используются в социальных сетях.

В настоящее время в мире насчитывается более 20 крупных социальных сетей.

Самая большая из них, американская сеть Facebook, имеет около 1,5 млрд. пользователей. В России более популярна российская сеть ВКонтакте. Она имеет около 100 млн. пользователей. У этих сетей много общего. Обе зародились в студенческой среде как средство общения, но очень быстро перешли к зарабатыванию денег: на рекламе, на «лайках», на постоянно обновляемых мобильных приложениях, на играх и даже на информации о нас. Сейчас социальные сети – это один из самых прибыльных бизнес-проектов. Например, в 2016 году выручка Facebook составила более 27 млрд. долларов, в том числе большая часть от рекламы. Каждый наш просмотр рекламы, посещение любого сайта фиксируется и запоминается в интернете. Наши «лайки» на самом деле приносят деньги создателям соцсетей и рекламодателям.

Деньги зарабатываются на нас с вами, а что мы получаем взамен? Мы расплачиваемся самым дорогим, что есть у человека – временем, когда просматриваем чужие ссылки. Мы ошибочно думаем, что в соцсетях можно свободно общаться. На самом деле они собирают и хранят всю информацию о любом, кто зарегистрировался в сети, и используют различные способы влиять на нас. Например, поддержкой Facebook занимается Центральное разведывательное управление США.

Нам надо быть осторожными. Любое фото или комментарий, которые мы размещаем в сети, останется там в специальной базе данных даже тогда, когда мы их удалим. И эти данные в будущем могут быть использованы нам во вред. Не зря создатель самых популярных антивирусных программ Евгений Касперский, который разбирается в интернет-технологиях, сказал: «Подрастающее поколение без ума от соцсетей, но редко представляет себе последствия чрезмерной открытости ... Нет никакой гарантии, что приватная информация из профилей и «стен» не попадёт в неправильные руки».
Интернет, как и человеческий мозг, «ничего не забывает»! Особым инструментом влияния на нас являются компьютерные игры, которые очень быстро превратились в прибыльную индустрию.

В нашем обществе отношение к компьютерным играм разное. Кто-то считает их злом, а кто-то говорит, что они полезны. Различия в оценках влияния игр на человека объясняется их большим разнообразием. Давайте начнём с разговора о пользе компьютерных игр.

Доводы «ЗА»:

  1. Обучающие и развивающие игры, головоломки, ребусы, стратегии, приключения помогут приобрести познания в той или иной области, научат действовать в различных ситуациях, поспособствуют формированию усидчивости, сосредоточенности, внимательности. С их помощью можно изучать иностранные языки, расширить знания по тому или иному предмету. Они не требуют повышенного внимания, скорости, напряжения глаз. Они размеренны и предназначены для длительного времяпровождения. Их можно прервать в любой момент, не рискуя быть «убитым» или «съеденным».

Минусы: нерациональная трата времени, знания поверхностны.

Игры-симуляторы:

-имитирующие (моделирующие) управление каким-либо процессом, аппаратом или средством передвижения, помогают приобрести новые навыки, развить некоторые способности. Например, с помощью симуляторов техники можно начать своё обучение управлению автомобилем или самолётом, развить быстроту реакции, внимание.

Минусы: притупляется чувство опасности. В игре ты можешь многократно разбивать автомобиль или самолёт. В реальности одного раза достаточно, чтобы лишиться не только машины, но и жизни, что часто и происходит, когда игрок делает первую попытку применить свои новые навыки в реальной жизни.
-Симуляторы жизни могут развивать фантазию, стратегическое мышление.

Минусы: среди них есть игры, в которых под видом построения семейной жизни активно пропагандируются вредные привычки и извращения (The Sims «Симс»), могут содержаться искажения истории. И, конечно, игры забирают много времени. Даже такие, на первый взгляд, полезные игры, могут вызвать зависимость, особенно у детей, которые легко увлекаются и не знают чувства меры.

Доводы «ПРОТИВ»:

  1. Игры шутеры (англ. shooter – «стрелок»). Игроки их называют «стрелялки». В них все полезные моменты, такие как ускорение реакции или развитие логического мышления, с лихвой перекрываются тем вредом, который они наносят здоровью, психике и духовному развитию человека.Чем они опасны?
Это игры, в которых участники стреляют из различных орудий и убивают своих противников. Казалось бы, безобидное времяпрепровождение становится источником повышенной опасности в наше время.

Всегда дети играли в войну. Таким образом они нарабатывали качества воинов и защитников Отечества. Однако сейчас вместо благородных мотивов культивируется жажда убийства, крови, наживы. Если к компьютерным играм добавить некоторые фильмы, в которых присутствует агрессия и красочно показываются убийства людей, то в сознании игроков постепенно размываются грани того, что нравственно, что безнравственно, что хорошо, а что плохо. Иногда отрицательное воздействие игр усиливается искажением истории. Примером может служить игра Company of Heroes 2, которая возмутила даже самих «геймеров». В этой игре о Второй мировой войне русские показаны не героями, а кровожадными, глупыми убийцами. Телевизионный сюжет об этом:

https://www.youtube.com/watch?v=ZnOmBBbb0Lk

Кто-то может сказать, что это преувеличение. Игрок ведь знает, что всё не по-настоящему. Но учёные доказали, что мозг не видит разницы между картинкой на экране и реальностью. Когда игрок убивает человека, мозг фиксирует это как допустимое действие. К тому же мозг фиксирует и факт безнаказанности. Ты можешь убивать без плохих последствий для себя и даже получить награду: баллы или бонусы. Психологи утверждают, что у нормального человека есть внутренний барьер, который не позволяет ему убивать других людей. Даже во время войны солдатам приходилось преодолевать этот барьер, прежде чем в первый раз выстрелить в живого противника. Такого барьера нет лишь у человека с психическими отклонениями.

Те, кто в компьютерных играх стреляют по людям, даже не замечают этого барьера, так как игра их просто подводит к этому. Понятие «человеческая жизнь», как чужая, так и своя, обесценивается. Это может привести к тому, что и в реальной жизни такой барьер исчезает, и человек становится способен к убийству и даже к самоубийству. И в интернете много сообщений, подтверждающих эти факты.

Молодые люди, воспитанные на боевых компьютерных играх и агрессивных фильмах, теряют чувство реальности. Существует много организаций, которые привлекают одурманенных фильмами и играми молодых людей в свои ряды. И через несколько лет «промывания сознания» идеологией насилия и агрессии из молодых людей формируют профессиональных наёмников и убийц.

Первый шаг кажется вполне безобидным: ребёнок в 6-7 лет садится за компьютер и стреляет по игрушечным целям. В 12-13 лет этот же ребёнок начинает смотреть фильмы, культивирующие насилие. И к 16-17 годам он уже готов к тому, чтобы его завербовали в организацию наёмников и убийц. По различным данным, только в России за последнее время через интернет было завербовано более 2000 человек. Многие из них никогда не слышали о Боге, но очень много часов посвятили просмотру сцен убийства и насилия.

Агрессивные игры, например, Doom, Call of Duty, Counter-Strike крайне эмоциональны, чем и объясняется их популярность. Среди таких игр можно отметить всем известную GTA (Grand Theft Auto), где помимо насилия присутствует разврат.

Это самый опасный вид игр, поскольку игровая зависимость, вызванная ими, сопровождается агрессивностью, озлобленностью. И немудрено – часами отстреливая людей в виртуальном мире, вряд ли станешь добрейшей души человеком. Наиболее опасными в этом плане являются многопользовательские ролевые онлайн игры ММОРПГ (MMORPG англ. Massive Multiplayer Online Role-Play Gaming). Это игры, где жанр ролевых игр совмещён с жанром массовых онлайн-игр с большим числом игроков в виртуальном мире. Cетевые ролевые игры, такие как DOTA2, World of Tanks, World of Warcraft, образуют целые сообщества, где игроки, общаясь, быстро становятся зависимы от игры.

Вредны также «бродилки», «леталки» и «гонки», которые хоть и не характеризуются агрессией, но требуют повышенного внимания, затягивают, от них сложно оторваться. Конечно, совершенно невозможным для геймера представляется нажать на паузу во время очередной гонки или прохождения лабиринта.

Признаки, по которым можно понять, что человек страдает игровой зависимостью:

  • Потеря контроля над временем, проводимым за компьютером. Нередко зависимый человек жертвует сном, просиживая ночи напролёт за играми.
  • Пропуск приёмов пищи или еда возле компьютера.
  • Раздражительность и нервозность. Особенно ярко проявляются эти эмоции, когда нет возможности играть, например, родные загружают домашними обязанностями.
  • Потеря интереса к работе или учёбе. Круг интересов игромана замыкается исключительно на любимых играх,
  • Ухудшение памяти. Человек часто забывает о данных ему поручениях, назначенных встречах и т. д.
  • Постоянное затрагивание в разговорах любимой темы и невозможность переключаться на другие темы.
  • Безразличие к интересам и проблемам других людей.
Понятия «зависимость от компьютерных игр» и «интернет-зависимость» тесно связаны и появились не так давно. Принято считать, что самые опасные зависимости – это наркотическая, алкогольная и никотиновая. Однако по оценкам специалистов количество зависимых от интернета уже превышает общее количество зависимых от перечисленных выше!

Возникает вопрос, почему одни люди становятся зависимыми, а другие нет. Все зависит от индивидуальных качеств и способностей, от внутренней силы и слабости. Более сильные люди способны к самоконтролю. Когда они замечают, что свернули на неверный путь, они способны остановиться и всё изменить.

Внутренне слабый человек будет себя успокаивать тем, что, может остановиться в любой момент, но так и не останавливается, пока не достигнет дна. А что же делать, чтобы освободиться от зависимости, если ее признаки появились у вас или ваших близких? Конечно, если уже начались проблемы со здоровьем, надо обратиться к специалистам. Однако в значительной мере человек может и должен помочь себе сам.

Для этого надо вспомнить, что каждый человек рождается свободным и, чтобы прийти к свободе от любой зависимости, надо сделать три шага:

  1. Надо осознать, что это зло. Признать, что зависим.
  2. Принять твёрдое решение избавиться от этого.
3. Начать предпринимать конкретные действия.

Какие это могут быть действия?

Вот некоторые советы:

1.Планировать своё пребывание за компьютером и ограничивать его строгими временными рамками, ставить себе звуковое напоминание на сотовом телефоне или будильнике.
2.«Напоминалки». К монитору можно прикрепить яркие стикеры с побуждающими надписями, например: «Жизнь коротка!!!» или «Я свободен!!!» – главное, чтобы они сразу бросались в глаза.
3.Переключиться на полезное хобби, например, спорт, кулинарию, чтение художественной или научно-популярной литературы. Как показывает практика, многим помогло побороть зависимость от интернета приобретение домашнего животного.
4.Менять свои привычки, связанные с общением: встречаться с друзьями не в соцсети, а в реальной жизни, не писать сообщение с поздравлением, а позвонить и т.д.

Поначалу будет непросто многое изменить и приспособиться к иному образу жизни, где интернет занимает лишь малую часть. Но при большом желании и терпении победа над интернет-зависимостью достижима.

Сегодня мы лишь бросили беглый взгляд на необъятное информационное поле, под названием «интернет», усеянное приманками и ловушками. Наша задача – пройти по этому полю, не попадая в ловушки и не реагируя на приманки. В этом случае у нас есть шанс использовать все преимущества интернета, оставаясь независимыми от него. Интернет, хотя и проник во все сферы деятельности человека, не сможет заменить реальную жизнь. Самое главное находится не на экране, а вокруг нас. Наша задача – не позволить виртуальной реальности сделать нас зависимыми от неё.

«Свободен лишь тот, кто владеет собой».

Ольга Марченко
Источники:

http://www.spletnik.ru/blogs/govoryat_chto/75404_kto-vladeet-informatciey-tot-vladeet-mirom
http://www.likeni.ru/events/Facebook-otchitalsya-o-dokhodakh-za-2016-god/
http://www.km.ru/stil/2012/11/28/deti/698321-sotsialnye-seti-dlya-podrostka-blago-ili-vred
https://www.youtube.com/watch?v=ZnOmBBbb0Lk
http://sirius-ru.net/dictations/iun_2014/2014.06.25.htm
https://ru.wikipedia.org/wiki/Интернет
https://ru.wikipedia.org/wiki/История_персональных_компьютеров