магия искусства и красоты
Тадж Махал

...Это не сон!

Это - вся правда моя, это - истина,

Смерть побеждающий вечный закон.

Это - любовь моя!

Это сокровище -

Дар неизменный тебе, что давно еще

Был принесен...

В древний поток изменений заброшена,

Я уплываю, - и время несет меня

С края на край,

С берега к берегу, с отмели к отмели...

Друг мой, прощай!


Рабиндранат Тагор, "Последняя поэма"

Не последняя поэма…

2016 год, октябрь, серая, суетная и скучная Москва. Я проходила мимо кафе. За стеклом огромного окна за столиком сидели двое: он и она. Молодой человек что-то сосредоточенно печатал на клавиатуре смартфона, девушка попивала коктейль из трубочки и как-то обреченно смотрела на юношу. Это было их свидание. «Ветер ли старое имя развеял, нет мне дороги в мой брошенный край…» мои губы произносили слова любимой песни из культового советского фильма, а душа пыталась разглядеть в мелькавших образах что-то чувственное. Вечная любовь, это возможно?

Шах Джахан, ''Император Вселенной'', был большим покровителем торговли и ремесла, науки и архитектуры, искусства и садов. Он возглавил империю после смерти своего отца в 1628 году и заслужил репутацию беспощадного правителя. Проведя ряд успешных военных кампаний, Шах Джахан значительно расширил Империю Великих Моголов. Великолепие и богатство двора Джахана поражало европейских путешественников. На пике своего правления он считался самым могущественным человеком на Земле.

Легенда гласит, что свою будущую супругу Мумтаз-Махал правитель Империи Великих Моголов встретил случайно, произошло это во время прогулки по базару. Из толпы людей его взгляд выхватил юную деву, державшую в руках деревянные бусы, красота которой покорила его. Падишах, еще бывший в то время наследником престола, влюбился так сильно, что решил взять девушку в жены.

Мумтаз-Махал, армянка по национальности, происходила из семьи визиря Абдул Хасана Асаф-хана, входившего в круг приближенных падишаха Джахангира. Девушка, которую при рождении назвали Арджуманд Бану Бегам, приходилась племянницей любимой супруге Джахангира Нур-Джахан. Следовательно, она могла похвастаться не только привлекательной внешностью, но и благородным происхождением, поэтому для свадьбы не было препятствий. Напротив, подобный брак укреплял позиции наследника как претендента на трон, однако женился он все же по любви.

Джахангир с радостью позволил любимому сыну взять в жены понравившуюся ему девушку Мумтаз-Махал, национальность невесты также не была воспринята как препятствие, учитывая благородное происхождение ее отца. Церемония обручения состоялась в 1607 году, когда невесте, рожденной в 1593 году, было не более 14 лет. Однако, по неизвестным причинам свадьба была отложена на 5 лет.

Именно во время свадьбы получила невеста свое красивое имя Мумтаз-Махал. Биография знаменитой супруги повелителя Империи Великих Моголов гласит, что его придумал свекор Джахангир, еще правивший в то время. На русский язык имя переводится как «жемчужина дворца», что служит доказательством необыкновенной красоты девушки.

Супруг «жемчужины», как и положено наследнику трона, обладал огромным гаремом. Однако ни одна наложница не сумела покорить его сердце, заставив забыть об очаровательной Арджуманд. Еще при жизни Мумтаз-Махал стала любимой музой знаменитых поэтов того времени, которые славили не только ее красоту, но и доброе сердце. Мумтаз Махал была влиятельной спутницей жизни Шах Джахана, как и ее тетка Нур Джахан для Джахангира, но если тетка господствовала над мужем, то племянница была прежде всего его опорой и советчицей. Известно, что Шах Джахан обсуждал с ней все государственные дела, а когда государственные документы были наконец написаны набело, посылал их в гарем, чтобы супруга поставила королевскую печать. Своему супругу Мумтаз стала надежной опорой, сопровождала его даже в военных походах. К несчастью, именно преданность Арджуманд стоила ей жизни.

Беременность не считала помехой для того, чтобы быть рядом с любимым мужем во время всех его путешествий. Всего она произвела на свет 14 детей, что было типичным до того времени. Последние роды оказались сложными, измученная длительным походом императрица не сумела оправиться после них. Мумтаз-Махал ушла из жизни в 1631 году, совсем немного не дожив до своего сорокалетия. Трагическое событие произошло в военном лагере, расположенном под Бурханпуром. Император находился с любимой женой, с которой он прожил вместе 19 лет, в ее последние минуты.

Перед тем как покинуть этот мир, императрица взяла с супруга два обещания. Она заставила его поклясться, что он не вступит в новый брак, а также построить для нее грандиозный мавзолей, красотой которого сможет насладиться мир. Траур Шах-Джахан до конца своей жизни не смог смириться с утратой любимой супруги. Целых 8 дней он отказывался покидать собственные покои, отвергал пищу и запретил разговаривать с ним. Легенда гласит, что горе даже подтолкнуло его к попытке самоубийства, которая, впрочем, окончилась неудачей. По приказу повелителя Империи Великих Моголов траур в государстве продолжался в течение двух лет. В эти годы населением не отмечались праздники, под запретом оказались музыка и танцы. Некоторое утешение знаменитый падишах нашел для себя в исполнении предсмертной воли Арджуманд. Жениться вновь он действительно отказался, окончательно потерял интерес и к своему огромному гарему.

По его приказу было начато строительство мавзолея, который в наши дни входит в число самых величественных сооружений в мире. Для возведения мавзолея был выбран город Агра, находящийся приблизительно в 250 км от Дели. Падишах решил, что дань памяти любимой жены будет располагаться на побережье реки Джамна. Его привлекла живописность этого места. Этот выбор доставил строителям определенные неудобства, связанные с неустойчивостью грунта, находящегося рядом с водой. Решить проблему помогла уникальная технология, ранее нигде не применявшаяся. Пример ее применения в современном строительстве – использование свай при возведении небоскребов в ОАЭ.

Спустя полгода после смерти Мумтаз-Махал безутешный супруг велел приступать к строительству мавзолея. Историки единодушны в том, что ни одна постройка в мире не потребовала таких затрат, как эта. Выполнение воли умершей жены, если верить дворцовым хроникам, обошлось падишаху приблизительно в 32 миллиона рупий, в наши дни это несколько миллиардов евро. Шах-Джахан позаботился о том, чтобы строители не экономили на материалах. Облицовка здания производилась с помощью чистейшего мрамора, который поставлялся из провинции Раджастан. Интересно, что, согласно указу повелителя Империи Великих Моголов, применение этого мрамора для других целей оказалось под запретом.

Затраты на строительство Тадж-Махала оказались столь значительными, что в государстве вспыхнул голод. Зерно, которое должно было отправляться в провинции, оказывалось на стройке, использовалось для кормления рабочих. Работы закончились лишь в 1643 году. Строительство роскошного мавзолея длилось в течение 22лет. По приказу Шах-Джахана его стены были выложены сердоликом, бирюзой, ляпис-лазурью, кораллами, жемчугом и малахитом, а внутренние ширмы вылиты из чистого золота и инкрустированы огромными драгоценными камнями. Согласно преданию, после того как строительство было завершено, император приказал отрубить архитектору руки, дабы тот не смог в дальнейшем возвести подобный дворец.

Архитекторы задумали напротив Тадж-Махала возвести мавзолей самого Шах-Джахана из черного мрамора. Оба сооружения должны были соединяться ажурным Мостом вздохов, воплощением вечной любви. Император настолько увлекся строительством, что забыл о государственных делах. Однако его сын Аурангзеб, храбрый воин и жестокий исламский фанатик, оказался куда более честолюбивым. Он уничтожил своих братьев, а отца заточил в Красную башню города Агры. К полуослепшему старику не пускали ни друзей, ни родных.

Из вещей у него было лишь серебряное зеркало, в котором он жадно ловил отражение минаретов Тадж-Махала, последнее пристанище той, чье тело уже обратилось в прах. После смерти Шах-Джахана по приказу Аурангзеба перенесли в Тадж-Махал и захоронили без почестей. Саркофаги и по сей день находятся в нижнем, сводчатом помещении, куда свет проникает через дверной проем верхнего вестибюля. Лучи отражаются в полированном саркофаге Мумтаз, так что он кажется живым. Саркофаг ее возлюбленного примостился в тени, словно наслаждаясь, как и при жизни, светом, исходящим от прекрасной возлюбленной.

Рабиндранат Тагор описал Тадж-Махал как «слезу на щеке бессмертия», Редьярд Киплинг - как «олицетворение всего непорочного», а его создатель император Шах Джахан сказал, что «солнце и луна уронили слезы из своих глаз». Каждый год туристы численностью, вдвое превышающей население Агры, проходят через ворота города, чтобы хоть раз в жизни увидеть здание, по праву названное многими самым красивым в мире. Мало кто уходит разочарованным.

Это действительно памятник, прекрасный во все времена года. Есть те, кому очень нравится вид Тадж-Махала в Шарад Пурнима, первое полнолуние после муссонов, в безоблачный вечер в октябре, когда свет самый ясный и самый романтичный. Другие любят смотреть на него в разгар самых сильных дождей, когда мрамор становится полупрозрачным, а его отражение в каналах садов, окружающих мавзолей, размывается в покрытой рябью воде. Но он производит завораживающее впечатление в любое время года и в любой момент дня. На рассвете его цвет меняется от молочного до серебристого и розового, а на закате он выглядит, словно сделанный из золота. Взгляните на него также в сиянии полудня, когда он ослепляюще-белый.

Сделать Тадж-Махал уникальным строители смогли благодаря оптическим иллюзиям, которые были применены при проектировании мавзолея. Оказаться на территории комплекса можно лишь после прохождения арки входных ворот, только тогда перед глазами гостей открывается здание. Человеку, который подходит к арке, может показаться, что мавзолей уменьшается, отдаляется. Обратный эффект создается при отдалении от арки. Таким образом, каждому посетителю может показаться, что он забирает грандиозный Тадж-Махал с собой. Хитрый прием был применен и при создании поразительных минаретов здания, которые кажутся расположенными строго вертикально. В действительности эти элементы немного отклонены в стороны от постройки. Это решение позволяет уберечь Тадж-Махал от разрушения в результате землетрясения. Кстати, высота минаретов составляет 42 метра, а высота мавзолея в целом насчитывает 74 метра.

1983 г. Тадж-Махал был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и сегодня выглядит так же безукоризненно, как и после окончания строительства, хотя масштабная реставрация была проведена в начале XX века. В 2002 г. вследствие того, что здание постепенно потеряло цвет из-за сильной загрязненности города, его освежили, применив древний рецепт косметической маски для лица, которым пользовались индийские женщины для сохранения красоты кожи. Эта маска называется multani mitti - смесь земли, крупы из зерновых злаков, молока и лимона. Теперь в пределах нескольких сотен метров вокруг здания разрешено ездить только на экологически чистом транспорте. Вечная Любовь, увековеченная в мраморе и золоте. Возможно ли это? Зададим вопрос девушке и юноше, сидящим за столиком в кафе.

Да, возможно…

-Мумтаз, любимая, я иду к тебе... - прошептали иссохшие губы умирающего шаха.

-Я жду тебя, возлюбленный мой,- услышал он в ответ в дуновении ветра.

Смерть не смогла разлучить два верных и любящих сердца. Души возлюбленных соединились, чтобы не расставаться на века.